В гостях у Джаганатха Патры в Пури

Пури — не просто святое место, здесь всё большое и роскошное. Океан в этом месте – Маходадхи (великий океан), главная улица города – Бада Данда (великая улица), предлагаемая пища – Махапрасад (великая милость), и даже место кремации – Сварга Двар (ворота рая). Нам было очень приятно ходить по таким великим местам и посещать множество интересных, священных мест и храмов большинство из которых связано с величайшим средневековым святым и мистиком Шри Чайтаньей, который провел в Пури 18 лет и всю жизнь воспевал и проповедовал чистую беспримесную ничем не мотивированную любовь к Богу. Но визит в Пури будет не полным, если не отведать самого ценного что может предложить это место - это Махапрасад от Господа Джаганнатхи.
Каждый раз посещая Пури с 2001 года, я захожу в дом к Джаганнатха Патре, художнику который держит лавку напротив храма Джаганнатхи и сам живет неподалеку вместе с семьей. Именно он является человеком который вот уже много лет помогает немногочисленным западным туристам и паломникам наедаться вдоволь этой самой священной в Индии пищей, которую он заказывает прямо себе в дом. Так мы поступили и в этот раз, навестив этого замечательного человека. Нам принесли 10 блюд прямо с храмовой кухни и мы смогли по достойнству оценить прекрасный вкус и аромат этой знаменитой на всю Индию пищей известной прежде всего своими духовными качествами. Вот как описывает аспект Махапрасада Соманатх Кунтия в своей книге Храм Господа Джаганнатха.

Махапрасад - это основное приношение из риса в храме Джаганнатха. В большинстве храмов Индии преданные могут есть "прасад", священную пищу, которая была предложена божествам. Но только здесь, в Джаганнатх Пури, есть эта благословенная пища, называемая "Махапрасад". Здесь у слова "маха" два значения. Во-первых, оно значит "великий". Господа Джаганнатха описывают словами "Маха-баху" - Господь с огромными руками, "Маха-прабху" - великий Господь, и одна из главных семей служителей храма носит фамилию Махапатра. Поэтому само слово "махапрасад" производит на нас впечатление чего-то великого. Второе значение слова "махапрасад" - "ма-прасад", потому что главную тхали нужно взять из храма Матери Бималы, вернуться и смешать с содержимым всех предложенных горшков, и только тогда считается, что это должным образом "съедено" Господом Джаганнатхом. И лишь тогда это можно распространять всем, независимо от каст и убеждений. Только махапрасад можно есть всем вместе, независимо от вероисповедания и расы, даже с одного бананового листа. В день можно накормить 5.000 человек, но в дни больших праздников - от одного до десяти миллионов. Храмовая кухня Господа Джаганнатха считается самой большой гостиницей в мире, где обслуживают всех без оговорок и предварительной записи. Махапрасад берет свое начало в далеком прошлом и связан с Джаганнатхом в его изначальной форме Нила- Мадхавы. Вождь племени по имени Бишвабасу, живший в горах Нилагири в Ориссе, каждый день кормил божества фруктами во время поклонения. Но там, в лесу, не было ни риса-падди, ни полей с овощами. Открывая по утрам дверь храма со скудным подношением из фруктов в руках, Бишвабасу находил там огромное количество блюд из риса и очень изысканные карри. Бишвабасу забрали назад. Люди говорят, что по ночам приходили на даршан боги и богини со всей вселенной и даже с небес. Они приносили самые лучшие блюда из риса, дал и сладости. Духовный аромат этой священной пищи был просто непреодолимый, и все знали, что она должна была быть божественного происхождения. Даже сегодня вкус махапрасада нельзя воспроизвести за пределами храма. Также преданные внутри храма по опыту знают, что когда повара несут бхог из кухни в храм, у него нет васаны, нет сладкого аромата. Но после предложения, когда они несут его из храма на Ананда-базар, чтобы продавать, запах у него божественно сладкий. В процессе пуджи его благословляют все боги и богини и сам Господь Джаганнатх. Когда предлагается пища, лишь трем священникам, совершающим пуджу, разрешается находиться внутри. Чувствуется, что Господь Джаганнатх действительно "ест свою пищу" в это время. В 1800-х гг. один британский коллекционер по имени Армстронг задал об этом вопрос одному служителю в Пури. Он дал 108 магаджа-ладу, чтобы их предложили в храме. Севака вернулся позже, но все 108 были еще там. Поэтому у британского коллекционера возникло еще больше сомнений относительно Господа Джаганнатха. Служитель предложил взвесить их в следующий раз. Когда ладу вернули, вес был на 4 или 5 кг меньше, и впоследствии Армстронг стал великим верующим. На самом деле никто, кроме самой матери Лакшми махапрасад не готовит; все считают себя Ее слугами.